Стрекозы красотки
Долго спотыкаюсь, шагая через лесные завалы и проползая заросшие ёлками овраги вдоль речки. Наконец выхожу к обширному прогалу в густых кронах. Под обрывом – речушка с небольшой бобровой запрудой. Сквозь древесный завал прозрачными ручейками струится торфяная вода цвета крепкой чайной заварки, умиротворённо журча и взбивая внизу шапки кремовой пены. В омуте на повороте речушки отражаются богато заросшие травами берега, кроны склонённых деревьев, высокие остроконечные вершины елей и просвечивающие кое-где лоскуты бесстрастного прозрачно-голубого неба. Тишину, кроме баюкающего журчания ручья, нарушает лишь редкое попискивание синичек в гуще еловых крон.
Из-за поворота речки в этот безмятежный покой впорхнул на широких ярко-синих крылышках самец привлекательнейшей из стрекоз – красотки тёмнокрылой Calopteryx virgo. Кому-то из специалистов пришло, очевидно, не на трезвую голову, назвать этот вид «прекраснокрылая дева». И как теперь обращаться к этому парню: «Послушайте, девушка»?
Красотка темнокрылая самец.
Слежу за красавцем с замиранием сердца – где сядет этот дивный экземпляр? Благообразный экземпляр, попорхав чуточку вдоль берега, грациозно присаживается на лист ландыша у воды, сложив сияющие крылышки над спинкой. Разнежившись, он начал мастерски поигрывать крылышками, то слегка расставляя их, то вновь складывая. Каждая из ячеек в крыльях стрекоз расположена в плоскости, слегка отличающейся от соседних. Сверкающие блики от сложных синих витражей так и заплясали окрест этого щеголеватого форсуна, полуразвалившегося на широком ландышевом ложе.
Кому же это он демонстрирует блеск своих глянцевых индиго-нарядов? Уж во всяком случае, не для меня он так расстарался. Внимательнейшим образом обозреваю травяные заросли и метрах в двух от блистательного кавалера замечаю сидящую на листе папоротника страусопёра скромную самочку, принявшую типичную для стрекозок этого рода позу, когда брюшко целомудренно прикрыто подолом из затенённых крыльев. Крылышки у самочки не синие, а прозрачно-буроватые. Да и сама она не синяя, а зеленовато-бронзовая.
Красотка темнокрылая самка.
Вот она, девушка-то. Нашлась. Вот с кем заигрывает в этом волшебном мире изгиба тихой речки, в глубине сумрачного леса над загадочными водами, в неумолчном баюкающем журчании струй под лучами вечернего солнца этот неимоверно восхитительный кавалер. И ведь превосходно знает свою неотразимость, но при этом даже и не подозревает, что он «красотка-девушка».
Долго стояла я, очарованная чудесной картиной мирной красочной жизни, такой близкой и такой далёкой. Неужели и этому, завораживающему воображение, местечку нашей многострадальной планеты суждено бесследно и бессмысленно погибнуть под неукротимым, бездумным и безотчётным напором нашей агрессивной цивилизации?
Автор фото и текста старший научный сотрудник, к.б.н. Т. И. Олигер.
01.07.2024